Собрав и сопоставив свидетельства Диодора Сицилийского, Плутарха, Порфирия, Ямвлиха, Макробия можно сделать вывод о том, что египетское учение о человеке связанно с преданием о Золотом веке, в котором царствовал Океанос. Против последнего поднял восстание Себ – Кронос с частью светлых духов и демонов. После подавления восстания светлые духи и демоны помещаются в человеческие тела, созданные Гор-Гатом, чтобы жизнью на земле они исправили свой грех [Diod. Sic. 1, 26. Plut. DeIsid. 6, 48-49]. В момент рождения человека для его тела назначается дух или демон. С неба он спускается через планеты, зодиак, млечный путь и поселяется в теле [Porphyr. ApudStoebaeuniineclog. physic. P. 203. Macrob. Somn. Scrip1,12, 68.]. От влияния светил, через которую проходит дух, зависят страсти, составляющие в общем душу – материальную часть духа[Iamblich. DeMyster. Aegypt. Sect. VIII. C.6.]. Итак по свидетельству античных источников по египетской религии тело состоит из трех частей: духа, души и тела. Первое начало - божественно, второе - полуматериально-полудуховно, третье – материально. Дух существовал от века, тело есть темница и исправительное место для него, земная жизнь есть временное пристанище на пути к вечному божественному жилищу[1]. Анализ некоторых трактатов герметического корпуса позволил выявить ряд сходств в учении о природе человека. Первое это тройственность природы людей. Однако судя по трактатам «Поймандр», «О том, что ни одно из существ не погибает…», «Ключ», «Ум к Гермесу» видно, что египетское понятие дух замещается в трактатах понятием ум. Посредством ума человек связан с Богом, он произошел из божественного Света, ум есть обиталище Бога, именно ум должен вернуться к Богу, он составляет изначальную часть души не искаженную планетарным влиянием (плотским, страстным). Второе сходство это тема обеспечения души планетарными чертами. Эта концепция принадлежит к кругу астрологических идей: каждая из планетарных сил уделяет душе перед ее воплощением какую-то часть самой себя [2]. В утвердительных космогониях это полезные дары, подготовляющие человека и способствующие ему в земной жизни. Это некие психические свойства, человек через них связан по принципу симпатии с их астральными источниками и участвует, таким образом, в космической гармонии. Соответственно через эту симпатию люди подвержены влиянию звезд, то есть главному принципу астрологии - heimarmene(судьбе). Покуда космос считался чем-то благим, эта концепция не содержала ничего отрицательного. Однако впоследствии под воздействием идей дуально-гностического (а возможно и иудейского) характера весь этот комплекс идей принял иную форму, принимая планетарные составляющие души за искажения ее первичной природы, которым подверглась душа во время ее прохождения через космические сферы. Важно отметить, что в «Поймандре» в словах о том, что человек подчинен судьбе используется именно этот термин hiemarmene, после стихов повествующих о том, что каждый из семи Управителей (планетарных сил) полюбил Человека (то
Вопрос о происхождении человека и его природе в мировоззрении египтян решается не одинаково. Источники египетского учения заключаются с одной стороны в свидетельствах античных и раннехристианских источниках с другой в подлинных египетских памятниках: иероглифических надписях и папирусах. Сведения их разнятся, поэтому стоит рассматривать их по отдельности.
Сравнительный анализ учений о душе и природе человека египтян и «Герметического корпуса».
Статья Строганова Дмитрия: "Сравнительный анализ учений о душе и природе человека египтян и «Герметического корпуса».
Святитель Гавриил (в миру Георгий Иванович Городков) родился 17 апреля 1785 году в селе Городковичи Спасского уезда Рязанской губернии в семье пономаря Иоанна Яковлевича (впоследствии священника этого села) и жены его Евдокии
Интересно знать...
Христос Воскресе, радость моя!
Статья Строганова Дмитрия: "Сравнительный анализ учений о душе и природе человека египтян и «Герметического корпуса». | Православный храм иконы Божией Матери "Умиление"
Комментариев нет:
Отправить комментарий